Во второй половине XIX века Россия занимала шестую часть земной суши. Задачу соединения центра России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком должно было решить строительство Великой трансматериковой магистрали. Небольшому уездному городу выпал шанс стать «воротами в Сибирь».

Первый поезд прибыл в Челябинск 25 октября 1892 года. Став крупным железнодорожным узлом нескольких линий и главным перевалочным пунктом для переселенцев в Сибирь, Челябинск получил мощный импульс для развития экономики, городского хозяйства и общественной жизни.

Самое первое здание железнодорожного вокзала, построенное в 1982 г., было деревянным и просуществовало не долго. В конце октября 1892 года было введено в эксплуатацию одноэтажное кирпичное здание. Здесь был телеграф, почтовое отделение, помещение для пассажиров. Перед вокзалом располагался небольшой сад, тут же стоял гужевой транспорт, готовый отвезти путешественников в город.

Железнодорожный вокзал. Открытка. (Источник фото: Челябинск. Город на берегу Миасса. — Челябинск, 2005. — 40 открыток).

К середине XX в. пассажиропоток увеличился настолько, что появилась необходимость в строительстве нового вокзала. По заказу ЮУЖД проект выполнен в институте «Киевгипротранс» авторским коллективом в составе архитекторов Л. М. Чуприна, В. Грищенко, С. Крушинского, инженеров Г. Сидамонидзе, Б. Березинского.

В 1965 г. в Челябинске рядом со старым зданием появился новый, один из самых больших и красивых вокзалов в стране. Здание воплотило в себе новаторские архитектурные идеи. Отличительная черта – широкий переходной зал конкорс.

Музей железнодорожной техники под открытым небом. (Источник фото: Челябинск. Между Западом и Востоком : [фотоальбом. — Челябинск, 2011. — 223 с.)

После реконструкции 2005 г. в здании появились фонтаны, зимний сад, музей камней; в отделке использовались малахит, мрамор, гранит и другие уральские камни.

Было обновлено всё привокзальное пространство: уютный сквер с фонтаном, в центре сквера белая часовенка Одигитрии Божией Матери, фрески которой выполнены лучшими мастерами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Хорош и музей железнодорожной техники под открытым небом, где собраны уникальные образцы, в том числе действующий паровоз П-36 «Победа», а также вагон-музей, построенный в 1910 г. для путешествий членов императорской фамилии. Все помещения – салон, рабочий кабинет, купе для пассажиров первого класса – обставлены оригинальной мебелью и украшены как подлинными, так и стилизованными вещами того времени.

Скульптурная композиция «Сказ об Урале» (Источник фото: Челябинск : [комплект фотооткрыток]. — Москва, 1988. — 18 фотооткрыток)

Рядом со зданием вокзала возвышается скульптура «Сказ об Урале». Великолепный монумент на Привокзальной площади с 1967 г. встречает и провожает гостей города. Скульптор В. С. Зайков передал в этом произведении суровый и вместе с тем величественный, могучий дух уральца-труженика.

В сказах Бажова рассказывается о великане, носящем огромный пояс с глубокими карманами, в которых он прятал все свои сокровища. Скульптурная композиция из гранита высотой в 12 м. размещается на постаменте, облицованным мраморными плитами, и производит потрясающее впечатление.