Самое первое здание железнодорожного вокзала, построенное в 1982 г., было деревянным и просуществовало не долго. В конце октября 1892 года было введено в эксплуатацию одноэтажное кирпичное здание.
Во второй половине XIX века Россия занимала шестую часть земной суши. Задачу соединения центра России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком должно было решить строительство Великой трансматериковой магистрали. Небольшому уездному городу выпал шанс стать «воротами в Сибирь».
Первый поезд прибыл в Челябинск 25 октября 1892 года. Став крупным железнодорожным узлом нескольких линий и главным перевалочным пунктом для переселенцев в Сибирь, Челябинск получил мощный импульс для развития экономики, городского хозяйства и общественной жизни.
Самое первое здание железнодорожного вокзала, построенное в 1982 г., было деревянным и просуществовало не долго. В конце октября 1892 года было введено в эксплуатацию одноэтажное кирпичное здание. Здесь был телеграф, почтовое отделение, помещение для пассажиров. Перед вокзалом располагался небольшой сад, тут же стоял гужевой транспорт, готовый отвезти путешественников в город.
К середине XX в. пассажиропоток увеличился настолько, что появилась необходимость в строительстве нового вокзала. По заказу ЮУЖД проект выполнен в институте «Киевгипротранс» авторским коллективом в составе архитекторов Л. М. Чуприна, В. Грищенко, С. Крушинского, инженеров Г. Сидамонидзе, Б. Березинского.
В 1965 г. в Челябинске рядом со старым зданием появился новый, один из самых больших и красивых вокзалов в стране. Здание воплотило в себе новаторские архитектурные идеи. Отличительная черта – широкий переходной зал конкорс.
После реконструкции 2005 г. в здании появились фонтаны, зимний сад, музей камней; в отделке использовались малахит, мрамор, гранит и другие уральские камни.
Было обновлено всё привокзальное пространство: уютный сквер с фонтаном, в центре сквера белая часовенка Одигитрии Божией Матери, фрески которой выполнены лучшими мастерами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Хорош и музей железнодорожной техники под открытым небом, где собраны уникальные образцы, в том числе действующий паровоз П-36 «Победа», а также вагон-музей, построенный в 1910 г. для путешествий членов императорской фамилии. Все помещения – салон, рабочий кабинет, купе для пассажиров первого класса – обставлены оригинальной мебелью и украшены как подлинными, так и стилизованными вещами того времени.
Рядом со зданием вокзала возвышается скульптура «Сказ об Урале». Великолепный монумент на Привокзальной площади с 1967 г. встречает и провожает гостей города. Скульптор В. С. Зайков передал в этом произведении суровый и вместе с тем величественный, могучий дух уральца-труженика.
В сказах Бажова рассказывается о великане, носящем огромный пояс с глубокими карманами, в которых он прятал все свои сокровища. Скульптурная композиция из гранита высотой в 12 м. размещается на постаменте, облицованным мраморными плитами, и производит потрясающее впечатление.
На Южном Урале сложно остаться голодным. Уральская кухня сочетает в себе традиции всех национальностей, проживающих на территории Челябинской области: башкир, татар, армян, белорусов, поляков и многих других.
В самом центре Челябинска на улице Воровского рядом с торгово-развлекательным комплексом «Урал» расположено культовое для челябинских влюблённых место – «Сфера Любви».
Сердце любого города – его центральная площадь. Главная площадь Челябинска до начала XX в. называлась Южной и была городской окраиной. Сегодня ту окраину не узнать.
Народный дом – старейшее общественное учреждение Челябинска. В нём размещались самый крупный в городе театрально-концертный зал, клубные помещения, чайная, музей наглядных пособий, первый в городе детский сад.
Здание «Детского мира» по адресу проспект Ленина,46 знакомо многим челябинцам, но немногие знают о том, что в годы Великой Отечественной войны здесь располагался Наркомат танковой промышленности СССР (с 1941 по 1945 гг.).
«Городские ворота» с гербом Челябинска установлены у входа на пешеходную улицу «Кировку» со стороны площади Революции. Арка является копией ранее существовавшей деревянной арки, установленной сто лет назад при въезде в Челябинский переселенческий пункт.
В специальной нише в стене около Законодательного собрания Челябинской области, располагается точная копия знаменитой каслинской скульптурной композиции «Россия», получившей Гран-при в 1900 г. на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже
Кажется, это здание с классическими полуколоннами и портиком было здесь всегда – настолько удачно и ненавязчиво вписано в архитектуру главной магистрали Челябинска. Но появилось оно в 1963 г.
По адресу г. Челябинск, проспект Ленина, 15 в годы войны жили два главных конструктора Танкограда: Жозеф Яковлевич Котин (главный конструктор с октября 1941 года) и Николай Леонидович Духов (главный конструктор с июня 1943 года)
К 30-летию Победы официально открыт 8 мая 1975 года памятник танкистам-добровольцам Челябинска, авторы монумента – скульптор Л. Н. Головницкий, архитектор Е. В. Александров.
Многие челябинцы и гости города, прогуливаясь по Бульвару Славы, не раз задавались вопросом: с какой стати в центре города для завода построили роскошный дворец с огромными окнами, колоннами и лепниной?
Среди торговых домов на Кировке невозможно не заметить здание, принадлежавшее ранее троицкому купцу Мухамметхану Валееву, прогрессивному представителю своего сословия.
Здание Главпочтамта построено в 1936 г. по проекту архитектора Н. К. Футукова. Это один из немногих в городе образцов революционного стиля конструктивизма. В наше время здесь находится Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Особняк возведён в 1911 г. К зданию примыкали два жилых дома и многочисленные хозяйственные постройки. Это было одно из самых крупных домовладений города.
В 1983 году в детском парке им. Терешковой был установлен бронзовый памятник-бюст поистине легендарной личности Танкограда – Ивану Яковлевичу Трашутину
После того как в 1934 г. образовалась Челябинская область, центральная городская библиотека получила статус областной. К этому времени под библиотеку отвели второе здание – на ул. Пушкина, 15
Большой магазин на ул. Уфимской (Кирова) был построен скорее всего в 1896 г. и принадлежал екатеринбургскому купцу 1-й гильдии Петру Алексеевичу Злоказову. Но большинство челябинцев по привычке называет его Военторгом
На стене дома по адресу ул. Кирова, 92 находится мозаичное панно, посвященное герою Гражданской войны В. К. Блюхеру. Сегодня в здании расположена военная комендатура.
Особняк Ларинцева (по другим источникам – Лоренсова) – одно из самых интересных и красивых деревянных дореволюционных зданий в Челябинске, памятник архитектуры начала ХХ века, объект культурного наследия Челябинской области.
Прекрасное место для прогулок и отдыха в центре города. Можно сказать, парк объединяет российскую историю: на Алом поле располагаются памятники разных эпох.
С 1924 до 1963 г. библиотека располагалась в центре города – на ул. Цвиллинга, 7. Этот двухэтажный дом был построен в 1901 г. и до революции принадлежал Павлу Васильевичу Круглову, тогда улица называлась Большой.
Дома купца Холодова были построены в 1896 г. и спустя два года перестроены для использования в качестве доходных. Сегодня в этих зданиях располагаются ресторан «Цыплята табака» и музыкальная школа № 7
Этот «пряничный домик», построенный в 1910 г., – шедевр русского модерна. Врач-стоматолог С. Данцигер приобрел его у купца А. Бреслина, позднее продал его Г. Высоцкому, представителю чаеразвесочной компании.
Административный, торговый, церковный центр Челябинска исторически сформировался рядом с крепостью, основанной в 1736 г. на месте нынешней площади Искусств
Здание начал строить в 1908 г отставной военный Д. Ф. Хованов. Кирпичное здание с множеством архитектурных украшений – пример городского особняка, построенного в стиле поздней эклектики.
Со стороны улицы Труда на «Кировке» установлен памятник основателям города. Выбор места обусловлен историей. Примерно здесь начиналась Челябинская крепость, давшая начало городу.
Торговый дом «Братья Яушевы» – сеть магазинов и предприятий в России и Европе. Здание построено в 1911–1913 гг. в стиле модерн по заказу купеческой семьи Яушевых.
Точная дата строительства здания неизвестна. В начале XX в. на углу улиц Сибирской (ныне ул. Труда) и Уфимской (ныне ул. Кирова) находились два двухэтажных дома с магазинами Закира Галеева и Шакира Ахметова.
Сегодня набережная – популярная прогулочная зона у горожан, туристов, рыбаков. Вдоль всей набережной установлены скамейки, шезлонги, зонтиками, прекрасные клумбы, подвесные качели-кольца.
Главное здание заводоуправления завода хранит память о славной истории Танкограда и его людях. Сверху, вровень с верхней кромкой стены – шесть высочайших наград легендарного предприятия. На стенах – несколько мемориальных досок – Исааку Зальцману, Ивану Трашутину, Ивану Белостоцкому…
Именно со строительства тракторного завода в Челябинске и выпуска первых тракторов началась славная страница в жизни города – история боевой и трудовой славы Танкограда, человеческой доблести и подвига тружеников челябинского тыла.
Авиапроект Ту-154 «Крылья Советов» (пр. Ленина, 2) представляет собой фрагмент настоящего самолета Ту-154, на базе которого авторы создали максимально реалистичный симулятор полетов.
Памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу – единственный в Челябинской области. Он появился в 1967 г. к юбилею советской власти и в честь 150-летия К. Маркса.
Построенное в стиле конструктивизма здание внешне не отличалось особым шиком, зато внутри зрителей поражало его убранство: паркетные полы, зал на 800 мест, огромная сцена, на которой одновременно помещалось 150 артистов.