С проспекта Автозаводцев начинался современный Миасс.

В 1940-е гг. от проходной завода была проложена узкоколейка до станции Миасс, по которой возили стройматериалы для домов и одновременно укладывали булыжную мостовую. Как раз тогда в архитектурную моду только начал входить сталинский ампир.

Для массовой застройки использовались типовые проекты, которые адаптировались и менялись местными архитекторами. Поэтому в разных городах можно видеть одни и те же приёмы в архитектуре зданий. Например по одному этому проекту построены дворцы культуры в пяти городах: Бийск (1963 г.), Миасс (1965 г.), Челябинск (1967 г.), Днепропетровск (1967 г.) и Северодонецк (1967 г.).

Миассу вообще повезло при строительстве центральной части с командой архитекторов. Проект "Большой Миасс" разработан архитектурной мастерской Ленинградского института проектирования городов, архитектор Рафаил Иосифович Друбецкий. Главный проспект подлежал застройке домами не повторяющейся архитектуры. Но это было выполнено лишь от ул. Орловской до ул. Ферсмана, всего 22 дома. Активная застройка этой части проспекта шла с 1950 по 1960-е годы. В строительстве принимали участие пленные немцы и венгры.

Архитектурной доминантой проспекта Автозаводцев стало монументальное здание с колоннами – Дворец культуры автомобилестроителей.

Дворец культуры Автомобилестроителей (Источник: архив отдела краеведения ЧОУНБ)

На основе типового проекта (автор А. И. Зайцев, Московский проектный институт «Гипрогор») здание построено в традициях классицизма 2-й половины 1940-х – 1-й половины 1950-х гг.

Оно отличается сдержанностью и строгостью архитектурных форм. Объемная 3-частная композиция на основе центрально-осевого построения. На главном фасаде – 8-колонный портик тосканского ордера с треугольным фронтоном, в тимпане которого массивная полуциркульная арка с декоративным замковым камнем. Декоративное решение фасадов отличается единством стиля: стены главного фасада оформлены пилястрами тосканского ордера, центральные оси боковых крыльев декорированы арочными нишами в ордерном оформлении. Арочные очертания имеют также окна 2-го этажа. Фриз без рельефного декора.

История Дворца культуры неразрывно связана с историей автозавода. Созданные во время Великой Отечественной войны в цехах завода для поддержания духа рабочих вокальные и танцевальные коллективы художественной самодеятельности, размещались в небольшом здании детского Дома культуры парка автозавода.

После войны назрела необходимость в организации досуга работников Автозавода. В 1946 г. было заложено новое здание, но достроить его удалось только в 1965 г. Торжественное открытие ДК культуры состоялось 3 ноября.

Здесь разместились: драматический театр, оркестры духовой и народных инструментов, татаро-башкирский коллектив «Яшълек», танцевальные коллективы, акробатическая секция, группы вокала и чтецов.

В 1987 г. в ДК переехал хор русской песни.

В 1970-е–1990-е гг. дворец стал уже культурным комплексом, в состав которого входили: кинотеатр «Урал», детский Дом культуры «Юность», парк культуры и отдыха с Детским клубом, 7 комнат школьника.

В середине 90-х гг, в связи с перестройкой, все эти учреждения, кроме Дворца, были переданы в муниципальную собственность. В настоящее время во Дворце действуют 10 Народных, Образцовый и единственный в городе Заслуженный коллектив Челябинской области – хор русской песни.

Сегодня Дворец Автомобилестроителей – это одно из крупнейший культурных учреждений города, где проводятся различные торжественные мероприятия, конкурсы, а также работают различные секции и кружки: танцевальные секции, изостудия, вокальные занятия. Для этого имеются театральный зал на 750 мест с современной световой и звуковой аппаратурой, малый зал на 100 мест и банкетные залы.