Путь экспедиции лежал через горный хребет Тумукей и равнину Хоримту, известные у монголов как «Пиршественная долина». В этом месте проводились масштабные монгольские празднования и гуляния после больших охотничьих облав.
Эти облавы представляли собой целый ритуал: подготовка, выбор времени и тактики загона, сам процесс и воздаяние по заслугам каждому охотнику после.
Как отмечал Егор Петрович, облавы были священным действием, и кто попало не мог бить животных, принадлежавших этому угодью.
Дунганский оркестр (фото: Г.Е. Грум-Гржимайло "Описание путешествия в Западный Китай" т.2)
Рядом с долиной располагался хребет Тумукей. Поход даже через одну гору был очень сложным: перебирались в два дня.
Основными препятствиями были сложный рельеф и погодные условия: очень сильно похолодало. На некоторых вершинах был замечен иней.
Плохие погодные условия требовали частых остановок. Иногда экспедиция останавливалась в поселениях монголов, и Егор Петрович получал возможность ближе познакомиться с монгольским бытом и культурой.
Очень много он узнал о традиции облав, о свадьбах и брачных традициях монголов. Об их образовании и разных уровнях учёности, которая проявлялась через буддистское красноречие и цитировании аллегорий из книг учения.
Джанский окружной начальник верхом (фото: Г.Е. Грум-Гржимайло "Описание путешествия в Западный Китай" т.2)
"И что за брак Монгола – первый брак! Ему выбирают жену отец и мать; по личным видам, по предсказаниям ли лам, очень часто навязывают ему такую, которая уже перезрела, между тем как муж ещё не вышел из юношеского возраста и едва понимает свое собственное состояние, а не то что сложную систему супружеской жизни; жена поневоле делается ему нянькой и пестуном.
Странно, что в Монголии сохранился обычай, который существует в Киргизской Степи и во многих местах на востоке, а именно, когда поезжане жениха являются за невестой, то подруги уступают ее только с боя, и тут завязывается между ними схватка не на шутку.
Вторую жену монгол берет уже по собственному выбору, хотя все ещё спрашивает родителей, по наружному уважению к ним, и лам – из страха: лама знает всё – и благоприятный день для свадьбы, и сходствуют ли между собою созвездия жениха и невесты."
Станция Шин-шин-ся (фото: Г.Е. Грум-Гржимайло "Описание путешествия в Западный Китай" т.2)
Про образование обычных монголов и лам (духовных наставников и служителей) Егор Петрович пишет следующее:"Образование их ограничивается знанием нескольких буддистских молитв, которых смысла они не понимают, или чтением юма, одной из их священных книг, больше на память, чем по-печатному; чтение ганжypa и данжура уже составляет высокое образование ламы, а толкование их доступно разве высшему духовенству в Тибете.
Дар красноречия и особенно удачное употребление аллегорий, сравнений и афоризмов Будды считается высшею степенью образованности между монголами; людей, обладающих таким талантом, они готовы признавать за существа высшей породы; впрочем, таких весьма и весьма мало."
Долина реки Да-Тун (фото: Г.Е. Грум-Гржимайло "Описание путешествия в Западный Китай" т.2)
Сейчас этот район не имеет отдельного названия и входит в состав монгольских аймаков Сэлэнгэ и Туве. Природно однообразен, однако не менее красив: сочетает в себе преимущественно степные пейзажи вперемежку с небольшими горами и холмами.
Географическое положение
GPS: N 48° 36.280'; E 107° 9.709'
Своё название аймак получил по протекающей через его территорию с юго-запада на северо-восток, к границе с Россией, реке Селенга (бур. и монг. Сэлэнгэ). Так же, только с юга на север, аймак Сэлэнгэ пересекает другая крупная монгольская река — Орхон, впадающая в Селенгу практически на самой границе.
Административный центр аймака, город Сухэ-Батор, находится на правом берегу Орхона, в непосредственной близости от места слияния рек. В целом же ландшафт аймака представляет собой плоскогорье с горами высотой 2000 м и более в его восточной части.